Единоборства и боевые искусства — есть ли разница?

Есть ли разница между единоборствами и боевыми искусствами? Большинство людей, думают, что это абсолютно одно и тоже. Интересно ещё то, что точно так же думают большинство спортсменов. Попробуем разобраться, есть ли разница, а самое главное — если она есть, то что это знание нам дает?

Прежде чем разобраться в терминологии, немного углубимся в историю.

Боевые искусства существовали всегда и исторически более, чем в 95% всех стран мира. Отчего такая цифра? Люди всегда боролись за выживание. Этого не изменит ни одно изобретение, созданное человеком. Даже современное огнестрельное оружие является инструментом в руках человека, а вот как применять — это уже совсем другое. Естественно, одинаковых людей не бывает, и именно по этой причине боевые искусства всегда модифицировались и развивались. Дело в том, что физические данные всех людей абсолютно разные :  кто-то от природы очень гибкий, кто-то сильный, у кого-то длинные конечности, а кто-то маленький, но очень быстрый. Этот факт принудил людей придумывать различные способы ближнего боя (с оружием и без), чтобы нивелировать свои минусы и превращать их в плюсы с противником, который от природы сильнее их в каких-либо аспектах. Рабочая техника может дать преимущество против человека, который намного больше вас, выше, выносливее и т.д.. Судей и правил как в спорте там не было.

Логично, что люди развивались, начали образовываться города и государства. Это способствовало тому, что появилось такое понятие как “военный конфликт”. Одно государство пыталось захватить другое, чтобы развиваться и расти. Каким образом это можно было сделать? Естественно, только с подготовленной высококвалифицированной армией, которая была бы сильнее армии противника. А сильнее она могла быть только в том случае, если воины были бы подготовлены, умели обращаться с оружием и знали тактику. Вот тут и начинается поиск и создание различных систем боевых искусств. Все приемы пробовались в реальных схватках, в которых не было правил и деления на весовые категори (мы сейчас говорим про очень ранний период нашей истории, по причине того, что после, боевые искусства начали приобретать жесткие каноны и этикет в некоторых странах).
Далее выбирались самые рабочие техники и составлялась система, по которой уже готовили будущих воинов. В зависимости от страны, техники, естественно, были разные (где-то много воды и жарко, где-то лесные массивы и т.д.) Понятно, что по этой причине системы боевых искусств разных стран сильно отличались друг от друга. Это уже намного позже люди стали путешествовать и передавать знания в разные регионы (странствующие монахи тому пример) и техника боя разных регионов начала обогащаться от заимствований.
Первым местом, где начали зарождаться боевые искусства принято считать Индию, а далеко не Японию или Китай, как думают многие под влиянием различных фильмов. Собственно китайское “ушу” (иногда называют гунфу, но это не верно) так же появилось от индийского боевого искусства “калари-паяту”. К примеру в Греции зародилось одно из самых древних боевых искусства — “панкратион” (аналог современного MMA) и он был включен в программу олимпийских игр, а так же им занимались все воины помимо упражнений с оружием.

Единоборства Боевые искусства

Иногда вы можете услышать еще одно словосочетание — «спортивные единоборства» (это одно и тоже).

Прежде всего, единоборства — это силовые контактные виды спорта (именно спорта, и это важно), основная цель которых сводится к тому, чтобы победить соперника на соревнованиях. Собственно, это, пожалуй, ГЛАВНОЕ различие единоборств и боевых искусств — наличие соревнований. В боевых искусствах их практически нет и быть не может по определенным причинам, которые мы рассмотрим далее. Победа определяется в зависимости от, непосредственно, вида единоборств (ударные виды или различные разновидности борьбы) и правил, которые диктуют применение тех или иных технических действий, выполняемых спортсменами в поединке. От правил всегда зависит базовый арсенал атлета и возможности тактического рисунка поединка.

Следующий пункт — это наличие контакта в единоборствах. Что такое “контакт”? Если очень простым языком: для ударных видов — это когда сильно бьют, а не намечают удары по человеку или воздуху (как в случае с большинством боевых искусств), а для борьбы — хорошие амплитудные броски/партер, что требует от вас больших физических затрат (сила, выносливость, гибкость, скорость и т.д.) К этому же пункту относится наличие спаррингов в лайт или фул-контакт на тренировках. Именно по этой причине возникает еще одна очень важная тема  —  скорость овладения навыками самозащиты.

Ни для кого не секрет, что единоборствами занимаются не только профессиональные спортсмены. Тем же боксом, к примеру, занимается огромное количество девушек и, при этом, далеко не все из них выступают. В силу того, что во всех единоборствах есть спарринги, навыки встраиваются довольно быстро по меркам 21 века, поэтому прозанимавшись год всё тем же боксом, в среднем, у большинства людей формируется чувство дистанции, какой-никакой удар, появляется психологическая уверенность в себе (потому что появляется опыт, когда вас банально бьют, поэтому в будущем вы к этому будете более готовы) и общая физическая подготовка становится лучше, чем у простого человека, а это крайне заманчивая перспектива. Именно по этой причине многие занимаются тайским боксом, классическим боксом, самбо и другими единоборствами для цели самозащиты. Приемы многократно отрабатываются в спаррингах, формируются рефлексы и реакция, так как перед вами на тренировках живой противник (ваш партнер).

Регламент тех или иных видов единоборств предусматривает специфическое снаряжение и защитную экипировку, от которой так же безумно сильно зависит техника. Простой пример: боксеры или тайские боксёры, к примеру, выступают в боксерских перчатках определенного веса (унции). Они мягкие (на сколько это реально) и спроектированы для максимальной минимизации травм рук бьющего и получения возможных травм у оппонента. У этих перчаток так же своя определенная толщина. И возьмём MMA, где перчатки совершенно другие. Их даже называют не перчатками, а «накладками» (в них открытые пальцы, чтобы была возможность бороться и брать захват). Накладки намного тоньше боксёрских перчаток и, соответственно, удары в них намного жёстче и возможность получить травму выше для обеих сторон. Всего одна деталь, а уже сразу разница колоссальная.
Другой пример возьмём из мира борьбы: дзюдо и вольная борьба. Для обывателя разницы нет – «борьба она и в Африке борьба». На самом деле, она очень большая. В дзюдо есть кимоно, в вольной борьбе его нет, там трико. Рисунок поединка кардинально разный: в дзюдо почти все броски идут через захват кимоно, в вольной борьбе захватов за одежду нет, по причине того, что там просто-напросто нет этой самой одежды, поэтому вся борьба сводится к проходам в нижнюю часть тела (проходы в ноги) или корпусные захваты. Разные способы подготовки, «движок борьбы», технический арсенал, СФП и ВООБЩЕ ВСЁ разное. А, казалось бы, разница только в «одежде».

Помимо всего вышеперечисленного в единоборствах большую роль играет деление спортсменов на:
1. Весовые категории. В разных видах единоборств их кол-во разное, но если упростить, существует их три — легкий вес (“мухачи”), средний вес и тяжелый вес (“тяжи”). Естественно, везде есть промежуточные категории «аля» полулегкий, полусредний, супертяжелый и т.д.
2. Возрастные категории (юниоры, взрослые, ветераны и т.д.) Тут самый важный момент скорее заключается в детях и возрастных спортсменах. Эта категория важна по причине того, что правила и даже время схватки у этих двух категорий сильно отличается от обычных спортсменов.
3. Классовые особенности (любители и профессионалы). Данный пункт имеет огромное значение по причине того, что по любителям и профессионалам даже иногда разные правила соревнований, и, почти во всех видах единоборств — разная экипировка. Самый простой пример – бокс. По любителям бьются в шлемах, по профи — без.

В единоборствах очень важен тайминг в правилах проведения соревнований. Это то, что прописано в правилах о количестве раундов и сколько они должны длиться по времени. Тайминг будет разниться в зависимости от класса спортсменов, возраста и пола. Для примера, бои MMA по версии UFC проходят по регламенту 3 раунда по 5 мин каждый (если обычный бой) и 5 раундов по 5 мин каждый (если это чемпионский бой за пояс). В боксе кол-во раундов намного больше. По профессионалам их может быть 10–12, но по 3 мин каждый. По правилам спортивного самбо, к примеру, предусмотрен один раунд продолжительностью 5 мин.
Если спортсмены не достигают успеха и судьи считают, что отведенного кол-ва раундов по регламенту не хватило, чтобы выявить победителя (бились на равных), обычно, назначается экстра-раунд (правда не во всех видах).

Для каждого единоборства присуще определенное место проведения поединков. Боксерский ринг для бокса, тайского бокса, К-1, кикбоксинга и др. Клетка (октагон) — для боев смешанного стиля. Татами — каратэ, дзюдо, тхэквондо́ и т.д.

Одним из главнейших различий единоборств и боевых искусств является физическая подготовка. В данном пункте не имеется ввиду то, что единоборцы более подготовлены в плане гибкости, скорости или силы, нежели люди, которые занимаются боевыми искусствами. Речь идет прежде всего о функциональной подготовке или если проще — о выносливости. Суть контактных единоборств постоянное движение и взаимодействие с оппонентом. Во многих традиционных боевых искусствах нет практики длительных спаррингов и работы по раундам. Cравнивать такие вещи —  бессмысленно, потому что в единоборствах есть свои особенности, в боевых искусствах — свои. И это не плюсы или минусы, а именно ОСОБЕННОСТИ.
Помимо выносливости, есть разница в таком аспекте боя, как чувство дистанции. Чем больше человек спаррингует, тем лучше у него развивается чувство дистанции.
Ну и последнее важное замечание о единоборствах — это наличие врачей и судей. Без них не обходится проведение ни одних соревнований, так как это обязательное правило в регламенте любого спортивного единоборства.

Типы единоборств

Ударные виды единоборств.
К представителям оных относятся: бокс, тайский бокс (муай-тай), К-1, кикбоксинг, каратэ Киокусинкай, тхэквондо и другие.
Победить можно несколькими способами с точки зрения правил: нокаут, несколько нокдаунов, TKO (технический нокаут), сдача оппонента, невозможность продолжать поединок из-за отвода спортсмена врачом (сильная сечка, травма во время поединка и другое), сдача спортсмена лично, остановка боя секундантами, победа по очкам (решение судей).

Борьба
К представителям относятся: спортивное самбо, дзюдо, вольная борьба, греко-римская, поясная, бразильское дзю-дзюцу, грепплинг, сумо и другое.
Победить можно так же несколькими способами по правилам: чисто выполненный бросок, удержания на лопатках, несколько не амплитудных бросков, болевые и удушающие приемы, сдача оппонента, невозможность продолжать поединок из-за отвода спортсмена врачом (сильная сечка, травма во время поединка и другое), сдача спортсмена лично, остановка боя секундантами.

Смешанные единоборства
К несчастью не разбирающиеся люди думают, что смешанные единоборства — это MMA, но это совсем не так. MMA — это тип смешанных единоборств с определенными правилами, которые зависят от организации (промоушена). Помимо MMA есть и другие представители: боевое самбо, панкратион, армейский рукопашный бой (АРБ), комплексное единоборство, ушу-саньда и другие виды. Поединки по смешанным единоборствам — это поединки, по правилам которых можно применять как ударную, так и борцовскую технику.
Победа присуждается в тех же случаях, как если объединить ударные виды и борьбу – нокаут, технический нокаут, сдача от болевого/удушающего, решением судей, невозможность продолжать бой по противопоказаниям врача.

Подытожим
Основные особенности единоборств:
1. Прежде всего, это виды контактного спорта, суть которого не нейтрализация оппонента, а победа за счет технических действий, которые присутствуют в ПРАВИЛАХ. За пределы правил спортсмен выйти не может, иначе будет дисквалификация за нарушение.
2. Наличие контакта, спаррингов и самое главное — СОРЕВНОВАНИЙ.
3. Навыки после занятий спортивными единоборствами встраиваются довольно быстро в среднем, из-за особенностей тренировок.
4. Присутствует определенное защитное снаряжение и специфическое, которое формирует рисунок боя.
5. Деление спортсменов по весовым категориям, возрастным и классовым.
6. Есть тайминг проведения соревнований или по другому это называют «формула боя» (раунды) и определенное место проведения (ринг, татами и т.д.)
7. Есть наличие судей и врачей при проведении соревнований.
8. Единоборцы в среднем лучше остальных с точки зрения выносливости и чувства дистанции

Итак, что же такое боевые искусства?
Это комплекс психофизиологической работы над своим телом и духом для понятия себя и мира вокруг.
Звучит очень заумно, но очень четко отражает суть. Боевые искусства создавались изначально как способ максимально эффективного устранения противника с минимальным ущербом для себя, но люди довольно быстро поняли, что это не возможно сделать, пока человек не поймет свои внутренние процессы и не будет готов психологически и психически. И это, пожалуй, одно из главных отличий от спортивных единоборств  —  цель занятий.
Сокращенно в обиходе людей, которые занимаются боевыми искусствами, называют “традиционщиками” (от полного термина традиционные боевые искусства).
В традиционных боевых искусствах внимание уделяется не только прокачке своего тела и изучению приемов. Огромное внимание уделяется внутренней работе (работе над своим сознанием, настроем, мыслями и т.д.) Практически во всех традиционных боевых искусствах есть практика медитаций, трансового состояния; и многие школы вообще, когда создавались, были привязаны к какой либо религии или мистическому течению. Некоторые из них даже были сектами. Как вы понимаете, между спортом и таким подходом разница колоссальная.

В наше время целей занятий боевыми искусствами у людей может быть много и все они довольно разные.

Первая, самая не тривиальная  —  это культурно-исторический аспект. Многие боевые искусства при их буквальном воспроизведении в современном мире не применимы. Согласитесь, что современный человек одевается не как 200, 500 или 1000 лет назад и не ходит с мечом/копьем и другим оружием по улице . Однако почти во всех боевых икусствах ззанятия проходят в одежде, повторяющую крой тех времен, когда оно, искусство, непосредственно применялось, по ним проводятся соревнования, потому что настоящее оружие поменяли на деревянное и все это подогнали под правила. Это тот случай, когда культурное наследие и способы подготовки не умерли под напором спорта (что произошло со многими боевыми искусствами). Сохранившиеся в таком виде боевые искусства прекрасно развивают рефлексы человека, реакцию, ОФП, приводят человека в гармонию с собой после продолжительного времени занятий и помогают обучающемуся узнать поближе историю и культуру страны, боевое искусство которой он изучает.
Вторая самая частая цель занятий боевыми искусствами —  самозащита. По какой причине многие люди выбирают различные системы боевых искусств (особенно восточные) для самообороны? Дело в том, что как уже говорилось выше, боевые искусства изначально придумывались для очень простой прикладной задачи – максимально быстро и эффективно нейтрализовать врага (летально, либо вывести из строя так, чтобы он явно не поднялся долгое время) с минимальным ущербом для себя. Собственно, прикладное значение с условием того, что не нужно обладать большой физической силой и привлекает большое количество людей на занятия (правда они часто обманывают себя, думая, что если они занимаются каким-либо боевым искусством, то полностью защищены от всех угроз). Что означает «прикладное значение»? Грубо говоря это работа по уязвимым зонам противника (удары в пах, по коленям, горло и т.д.), использование хитростей и уловок в бою, эффект неожиданности, применение различных подручных средств и другое. В общем жёсткая работа на поражение. На сколько вы понимаете, в единоборствах все это строго запрещено.

Именно тут возникает следующее ключевое отличие боевых искусств от единоборств – отсутствие полноконтактного спарринга. Если бы в он был, то после каждой тренировки все могло бы заканчиваться минимум травмпунктом, а в худшем случае – моргом или инвалидным креслом. Нет такого защитного снаряжения, которое спасло бы ваш коленный сустав от перелома в спарринге, если бы туда «прилетел» хороший удар ногой, к примеру. Или если бы заломы на руки в айкидо или классическом дзю-дзюцу делались бы резко и “до конца” —  это тут же переломы и страшные увечья. С ударом в пах - тоже самое. Многие скажут, что есть ракушка – тренируй не хочу! Был случай, который произошёл на соревнованиях по тайскому боксу в Питере: парень бил лоу-кик по внутренней части бедра и случайно попал в пах. Удар был такой силы, что ракушка треснула, и его оппонента пришлось приводить в себя медикам и сразу это сделать им не удалось. В принципе, если рассмотреть любые зоны поражения, являющиеся классическими для большинства видов традиционных боевых искусств, ни одна из них не поддаётся нормальной отработке в полный контакт.

Наверняка вы часто видели в фильмах или ещё где-то, как разные мастера “красиво бьют воздух” — выполняют разные удары по разным траекториям. Со стороны похоже на танец. На самом деле — это формальные комплексы упражнений. Самое популярное название (для японских боевых искусств) — “ката”. В китайских боевых искусствах такие формальные комплексы называют “таолу”.
Зачем это нужно? Раньше боевые искусства передавались только напрямую от мастера к ученикам и все было часто под грифом мистики и секретности (боевые искусства не всегда были массовыми и «для всех», до сих пор есть школы, куда просто так попасть нельзя). Эти формальные комплексы являются своего рода каталогами движений (набором техники), которая присутствует в данном виде боевых искусств. То есть, если перевести, это некий мнемонический прием запоминания техники стиля через движения — формальные комплексы. В современном мире это потихоньку умирает, что плохо для культурного наследия, но, к примеру, в некоторых стилях каратэ  есть отдельный соревновательный раздел по ката. Спортсмены там демонстрируют тот или иной комплекс и их оценивают по нескольким параметрам (чистота исполнения движений, скорость, расположение на татами, стойки и т.д.)

Теперь самое интересное: отсутствие спарринга в фулл-контакт не означает отсутствие спарринга как такого.
Во многих боевых искусствах он есть – скорости в нём хорошие, точность нанесения ударов (много уделяется внимания работе по снарядам —  это тоже контакт, чтобы чувствовать удар) или скорость проведения болевых приемов/бросков тоже хорошая, но делается не в полную силу, чтобы не травмировать оппонента. Такие спарринги так же развивают чувство дистанции и маневренность, но здесь очень много зависит от преподавателя и его желания развивать систему и привносить в неё что то своё, а не тупо повторять старые шаблоны действий, половина которых сейчас уже не применимы или не понятны. В боевых искусствах есть ОГРОМНАЯ дань традициям. Но ни одна система боевых искусств не вымрет, если будет адаптироваться к реалиям.

Следующее важное различие – это время подготовки человека. Единоборства формируют навыки у человека быстрее, чем почти любое традиционное боевое искусство (конечно есть исключения). Это не значит, что заниматься ими нельзя. Можно и нужно, но надо быть готовым к тому, что придётся долго ждать.

Одна из крайне привлекательных особенностей занятий боевыми искусствами является присутствие в большинстве систем целого раздела по работе против группы противников. Это огромное преимущество над единоборствами, в них таких схем и методологии нет. Некоторые боевые искусства, к примеру, построены полностью на том, что у них в базовой технике все приемы сводятся именно к групповой работе (против нескольких человек).

Боевые искусства очень сильно отличаются от единоборств их количеством. В мире насчитывается более 2000 боевых искусств, что очень большая цифра, но помимо этого, более важно то, что есть разные типы боевых искусств, в которых есть стили. К примеру в ушу счёт идёт на тысячи стилей, в каратэ – на сотни и т.д. Если углубиться, то мы увидим, что помимо стилей есть ещё и школы (учитель привносит свои особенности и вроде как стиль один, но в зависимости от мастера – он будет отличаться).

Очень важный момент в занятиях  —  это работа с оружием и против него. Существует огромное количество школ и систем боевых искусств, в которых большая часть техники — это работа с оружием. К примеру в Японии — “кен-дзюцу” или “иайдо” (работа с мечом), в Таиланде — “краби-крабонг” (работа с парными короткими мечами/палками), на Филиппинах — это “арнис” (работа короткими палками) или “кали” (техника работы с ножом/кинжалом) и т.д. Работа с оружием это вообще первое, что появилось среди боевых искусств исторически по понятным причинам. Мало какие армии шли друг на друга без оружия (если быть точнее — таких не существовало). Поэтому в большинстве традиционных школ боевых искусств работают с оружием по сей день.

Одним из самых важных аспектов боевых искусств является оздоровление или это по другому называют  —  заниматься для здоровья. По причине того, что в традиционных системах крайне сильно развит внутренний аспект в виде правильного дыхания, концентрации, растяжки, специальных укрепляюще-оздоравливающих упражнений и медитации, многие люди занимаются боевыми искусствами с целью поддерживать свое тело в достойной форме. Помимо всего прочего, в боевых искусствах очень развита тема с восточной медициной (нервные центры, разные точки и .т.д.). Это идет от того, что настоящий мастер всегда умел в первую очередь лечить людей, а не калечить. Пример тому такие классические боевые искусства, как “тайцзицюань”. Этим повсеместно занимаются очень возростные люди по всему Китаю, в любом парке можно встретить толпы пожилых людей, практикующих данный вид. Для них — это просто форма медитации в движении или гимнастики своего рода.

Ну и наконец — традиционные боевые искусства для некоторых людей lifestyle. Философия и традиции боевых искусств формируют мышление и поведение, это больше чем просто приемы рукопашного боя. Боевые искусства  —  это форма мышления, которая даже помогает принимать некоторые важные решения в жизни, а также они формируют многие наши ценности и глубже заставляют чувствовать нормы морали.

Внутренние и внешние стили

Как и в случае с единоборствами, так и с боевыми искусствами есть некое деление на разновидности. Попробуем максимально простым языком объяснить, что это за странные термины такие.

Внешние стили боевых искусств  —  это те, в которых упор прежде всего делается на проработку своего тела (укрепление через упражнения, набивки, растяжка и т.д.), выносливости, физической силы, скорости, жесткой прикладной технике. Интенсивность тренировок в таких видах боевых искусств, в основном, очень высокая. Некоторые из них в настоящее время даже переродились в спортивные единоборства.

Внутренние стили боевых искусств  —  это те, в которых за счет определенных методик подготовки (дыхательные комплексы, медитации и т.д.) развивают интуицию, мышление, концентрацию сознания, управление внутренними потоками энергии и другое. Данные стили считаются довольно мягкими и предусмотрены “якобы” только для духовного саморазвития (что полная чушь).

На самом деле четко выраженных внутренних или внешних стилей нет. Всегда присутствует примерный процент, по которому и будет пониматься, к какому из двух направлений тяготеет именно это боевое искусство (например если 70% работы внешнего, и 30 % внутреннего, то явно, что стиль будет преобладать внешний).

Подытожим
Основные особенности боевых искусств:
1. Отсутствие жестких полноконтактных спаррингов и соревнований по причине возможности нанесения сильных травм и ориентированность на жёсткий прикладной аспект в большинстве случаев (работа по жизненно-важным зонам человека)
2. Большую важность несёт не только изучение техники, но и серьёзная внутренняя проработка – дыхание, концентрация, сила воли, медитации и т.д.
3. Присутствие формальных комплексов — “ката” (в большинстве видов боевых искусств).
4. Культурно-исторический аспект. Через изучение боевых искусств можно лучше понят культуру и историю страны, в которой оно зародилось.
5. В боевых искусствах есть деление на большое количество школ и стилей.
6. Время встраивания навыков, которые могут помочь вам при обороне в большинстве боевых искусст (но не во всех) происходит примерно медленнее, чем в спортивных единоборствах. Не потому что боевые искусства хуже, а потому что они на порядок объемнее любого спортивного единоборства.
7. В большинстве традиционных боевых искусств есть раздел работы против группы противников.
8. Почти в каждом традиционном боевом искусстве есть работа с оружием, а некоторые системы занимаются изучением только техник боя с оружием.
9. Боевые искусства несут пользу для здоровья занимающегося, так как хорошо укрепляют тело через различные старые упражнения, которые в современной методологии подготовки спортсменов не используются.
10. Боевые искусства – это не только приёмы рукопашного боя. Прежде всего – это образ мышления, который очень сильно влияет на жизнь людей, практикующих боевые искусства серьёзно.

Преобразование традиционных боевых искусств в спортивные единоборства

У тех, кто немного знаком с темой, возникли вопросы, как то: “А как же, например, тайский бокс, который появился во времена, когда спортивных единоборств в помине не было? Сейчас же это вид спорта. Это что же получается, боевое искусство переродилось в спорт?”
Вопрос очень резонный. Одни боевые искусства (например, японские), были вынуждены убирать из открытого доступа особо опасные приемы и техники, чтобы своим существованием не противоречить новым государственным законам и при это не дать умереть тем ценнейшим знаниям, которые были накоплены веками и добыты, в прямом смысле, кровью. Они начали адаптировать свою технику под спорт. Отсюда мы видим такие виды как Каратэ Киокушинкай (один из самых сильных (жестких) стилей каратэ на сегодняшний день), тайский-бокс (из которого убрали часть ортодоксальной техники), из кэн дзюцу синтезировалось кендо, где заменили настоящие меч на деревянные, из иай-дзюцу - иайдо, из кюдзюцу - кюдо (стрельба из традиционного японского лука. Не путать с кУдо) и пр., многие мастера боевых искусств стали врачами (массажистами, остеопатами, мануальными терапевтами) и так далее, список не маленький.
Другие боевые искусства в современном мире “поняли”, что начали сильно сдавать позиции с развитием современных спортивных единоборств. Выражаясь языком бизнеса — целевая аудитория их очень сильно сократилась. Для подавляющего большинства единоборства эффективнее и выглядят более выгодно перед традиционными боевыми искусствами. В 21 веке мало у кого есть время на то, чтобы постигать боевое искусство пол жизни. Все хотят быстрый результат и максимально эффективный.
Так же, существуют некоторые боевые искусства, которые чётко разделяют подход по занимающимся, но это зависит от мастера. К примеру взять какое-нибудь “тхеквондо”. У них есть и спортивный раздел (аж по нескольким версиям), прикладной раздел и даже работа с оружием. И таких тоже не мало.

Статья подготовлена с использованием материалов Nikita Artemov