Говоря о таком феномене японской культуры, как традиционные искусства в первую очередь вспоминают о поэзии, театре и живописи, но не меньшее значения имеют и исконно японские разновидности: чайная церемония, икебана, бансаи, оригами и т.д.
Особняком по сфере применения, но не по философскому наполнению, стоят боевые искусства, которые, если отбросить их утилитарное применение, открывают перед искушённым исследователем целые пласты восточного менталитета.

Большое значение для становления японской культурной традиции имело её территориальное расположение. И дело здесь даже не в изолированности от материка, а, скорее, в трудно доступности, которая служила своеобразным «фильтром». Проходившие через него верования, учения и т.д. приобретали свою специфику. В результате чего, в большинстве случаев, удавалось избегать столкновений на идеологическом и культурном поле. Дирижёром здесь выступали разные виды искусств, формировавшие, в силу своего происхождения, компромиссное восприятие мира. Единственное, что им не удалось – нивелировать противоречия между сословиями. Поэтому история Японии наполнена мятежами и междоусобными войнами, а прекрасный образ Страны Восходящего Солнца окрасился предрассветной кровавостью.

Дзен-буддизм, пришедший на японские острова в X веке, научил их жителей гармоничному сосуществованию с природой и, в некоторой степени, друг с другом. Эта гармония нашла своё отражение и в эстетике искусств. Выражалось это в том, что средневековые японцы не выделяли искусство как таковое. Нет, конечно, существовала и поэзия, и живопись, но они оставались частью гармоничного восприятия мира. То есть для дзен-буддиста картина известного художника и свадебный танец журавля, с эстетической точки зрения, были абсолютно равны.

Этот принцип, войдя в повседневный быт, родил то, что в последствии будет ошибочно названо косностью и ретроградством. Действительно, с нашим мышлением трудно не назвать предрассудком такое культурное явление, как допустим «токонома», в котором через икебану, картины и свитки выражался эстетический вкус хозяина дома. Дом - продолжение внутреннего мира человека, который в свою очередь является вместилищем вселенской гармонии. Целью подобного единения было превратить всю жизнь в один сплошной творческий акт, не оканчивающийся и со смертью человека.

Очевидно, под влиянием дзен-буддизма в искусстве стали превалировать эмоции, отодвигая разум на второй, если не третий план. Концепция эмоционального наполнения оказалась способной родить прошедшие сквозь года произведения. Их сила воздействия на зрителя со временем не ослабевала.

Ещё один сложный для понимания момент - равенство художника и зрителя. Акт творчества не существует сам по себе, без творца, но его не существует и без восприятия. Поэтому японское искусство это результат совместного творчества художника и зрителя. Конечно, подобный подход накладывает дополнительную ответственность и может показаться несколько абсурдным для европейца, но только на первый взгляд.

Хоть дзен-буддизм и лёг в основу японского миропонимания, основу эту создал синтоизм. Благодаря ему мысль объединения с природой глубоко пустила корни на островах. Японец не покоряет окружающую среду, а сосуществует с ней, как равноправный партнёр. Отсюда и такие традиционные японские искусства как икебана, бансаи и т.д. В них природа не умерщвляется для создания «великих» творений, а остаётся в своей первозданной красе. Дело мастера заключается только в том, чтобы открыть неискушенному зрителю эту красоту.

-->