Есть много стран, в которых существуют традиции чая, различные виды чайных церемоний. Но только в Японии чайное действо требует особого пространства и занимает столько времени. Японская чайная церемония длится примерно четыре часа и проходит в специально построенном чайном домике (тясицу). Пространство, необходимое для чайной церемонии, не ограничивается стенами чайного дома. Чайный дом окружён чайным садом. И дом и сад как бы "вырастают" из пейзажа, являются его частью, частью маленького и большого мира, включают в себя всё и являются частью всего.

Чай был известен в Японии ещё до эпохи Камакура (1185-1333). Но впервые его стал пропагандировать буддийский монах и учитель Эйдзай (1141-1215), который привёз семена чая из Китая и начал выращивать его в садах при монастыре. Он написал книгу о чае и чайных напитках. Эта книга была подарена сёгуну Минемото Самэтомо (1192-1219).

Эйдзай полагал, что чай обладает лекарственными свойствами для лечения различных заболеваний и, вероятно, он не учил тому, как проводить чайную церемонию, которую он, скорее всего, наблюдал в китайских монастырях.
К сожалению чай, привезённый Эйдзаем, не прижился. Но после него монах Ингэн тоже привёз чай из Китая и посадил чайные кусты в Кюсю, Киото и Сидзоока. Эти самые древние в Японии чайные плантации сохранились до сих пор и продолжают давать урожай.
Чайный ритуал принёс в Японию дзэнский монах Дайо (1236-1308), который вернулся из Китая в 1267 г.
После Дайо было несколько мастеров-монахов , развивавших чайное действо.
Иккю (1394-1481), настоятель монастыря Дайтокудзи
Дзюко (1422-1502), ученик Иккю, который развил ритуал чая, стал родоначальником чайного искусства
Асикага Ёсимаса (1435-1490), ученик Дзюко, сёгун, ценитель искусств, который построил серебряный павильон в Киото
Дзёо (1504-1555)
Рикю (1522 — 21 апреля 1591)
Эти великие учителя чая разработали правила и принципы чайного действа, которые необходимы, чтобы довести это искусство до совершенства. Кроме того, все эти правила являются частью жизни монастыря. Монастыри в Японии всегда были и остаются центрами культуры, науки, образования и этикета. Так например Огасаварская школа этикета ведёт происхождение от монастырских правил, составленных Хякудзё (720-814), великим мастером эпохи Тан. Эти правила называются "Хякудзё синги". Именно они легли в основу чайного этикета. Потому что этикет - главное в чайной церемонии. И четыре принципа ( ва, кэй, сэй, дзак) являются важной частью чайного этикета.
Искусство чая уже столько веков существует в Японии, что повлияло не только на все области культуры этой страны, но и на повседневные правила поведения. Современные японцы, даже те, кто не обучается специально чайной церемонии, с детства усваивают правила этикета, которые пришли благодаря чайному искусству в повседневную жизнь.

Начинаясь с чайных турниров, чайное искусство со временем оформилось в то, что сейчас во всём мире называют японской чайной церемонией. Именно Сэн но Рикю стал самой известной и самой трагической фигурой в истории чайной церемонии. От его потомков пошли три самые главные чайные школы: Омотэ Cэнке (которая унаследовала полностью традиции, заложенные Рикю), Ура Cэнке и Мусякодзи Cэнке.
Во времена Рикю великий чайный мастер стал очень влиятельной фигурой и в культуре и в политике. О трагической судьбе самого известного в мире чайного мастера написаны книги и сняты фильмы. Всё, что оставил Рикю своим ученикам и последователям, сейчас стало культурным достоянием, сокровищем Японии. И, хотя сам Рикю проповедовал "ваби-тя", небогатую, скромную, неяркую, естественную, искреннюю чайную церемонию, всё, что его ученики и наследники получили от него, стало сокровищем огромной ценности. А для тех, кто идёт по пути чая - бесценным.

Рикю говорил, что "искусство тя-но-ю состоит только в том, чтобы кипятить воду, заваривать чай и медленно пить его". Искусство совершенно, когда оно перестаёт быть искусством, когда оно становится естественным и искренним.

Люди, практикующие чайное действо, говорят, что оно очищает все наши чувства от загрязнений: мы смотрим на какэмоно (свиток) и тябана (композиция икэбана для чайной церемонии) в токонома, слушаем, как кипит вода в кама, как тясэн взбивает чай в чаше, мы чувствуем вкус чая и слушаем его аромат, берём в руки и чувствуем руками чайную утварь. Всё это очищает наш слух, обоняние, осязание, зрение, чувство вкуса и ум.

Тя-но-ю, как это понимал Рикю - это стремление к простому, естественному, природному. Стать частью природы, насколько это возможно, понять, почувствовать душу неярких и простых с виду предметов, слушать и слышать, что говорит шум ветра в соснах и звон ручья, как отвечает им закипающая вода и звуки чайных предметов, слышать, как по крыше стучит дождь, или как снег тихо опускается с неба на чайный сад.

-->